Синдром дефицита внимания и гиперактивности у дошкольников (СДВГ)


СДВГ- псиневрологическое расстройство с нарушением структуры,метаболизма и процессов обработки информации в центральной нервной системе.

СДВГ подразделяется на три типа :

1) Комбинированный, при котором выражены два компонента: невнимательность и гиперактивность, импульсивность;

2) с преобладанием нарушения внимания;

3) преобладанием гиперактивности и импульсивности.

Клиническая картина

Дети с СДВГ испытывают трудности с концентрацией внимания, поэтому не всегда могут справляться с учебными заданиями.Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений.Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность,вертеться, вставать, совершать много ненужных действий вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на занятиях.Подобное поведение бывает неприемлемым и создает проблемы как в ДОУ, дома,так и впоследствии в школе, где дети с СДВГ зачастую плохо успевают, считаются озорными, непослушными, терроризирующими семью и сверстников.При этом они сами могут страдать от низкой самооценки, им бывает трудно заводить друзей и общаться другими детьми.

У мальчиков СДВГ встречается в десять раз чаще,чем у девочек.

Диагностика СДВГ

Наличие гиперактивности у дошкольников установить непросто, ,поскольку здоровым детям в этом возрасте также свойственна повышенная подвижность.Диагностику СДВГ облегчают следующие симптомы: приступы ярости, агрессивные или отчаянные (без оглядки риск) действия.
Для того чтобы избежать ложнопозитивной и ложнонегативной диагностики СДВГ, обследование должно включать в себя:

-тщательный опрос родителей, педагогов ,участвующих в воспитании ребенка, с акцентом на основных симптомах СДВГ, получение подробной информации об особенностях развития, психологических характеристиках ребенка ,перенесенных заболеваниях, взаимоотношение в семье, социальных условиях ;

— беседу с ребенком, учитывающую уровень его развития, с оценкой симптомов СДВГ, а также тревожных и депрессивных проявлений, психологических симптомов;

-физический осмотр с выявлением патологии органов чувств (например, нарушения слуха и зрения) и очаговой неврологической симптоматики;

— нейропсихологическое тестирование с выявлением слабых и сильных когнитивных функций;

-применение общих и специфических шкал для оценки СДВГ

— оценку развития речи, языка, общей и тонкой моторики.

Причины СДВГ
-Заболевание имеет тенденцию передаваться по наследству
— употребление алкоголя и курение во время беременности матери, преждевременные роды и недоношенность могут также повысить вероятность развития у ребенка СДВГ;
— травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве создают предрасположенность к развитию СДВГ
Основу механизма развития СДВГ составляет дефицит определенных химических веществ (домафина и норадреналина ) в некоторых областях головного мозга.

Лечение СДВГ

Оптимальным лечением является комбинированное сочетающее лекарственную терапию и психологическую коррекцию
Из лекарственных средств можно выделить Страттеру – единственный препарат для лечения СДВГ, не являющийся психостимулятором.Страттера помогает компенсировать в тканях головного мозга нехватку двух важных веществ- норадреналина и домафина, которые обеспечивают нервных сигналов от одной нервной клетки к другой. Страттера позволяет лечить проявления СДВГ ,воздействуя на основной механизм развития заболевания. Существует различные немедикаментозные методы, в т.ч. предусматривающие коррекцию поведения, которые применяются при домашних условиях .Разработаны методики для тренинга родителей, обучающие, например ,как реагировать на непредвиденные ситуации. Большое значение имеют ведение ежедневного дневника ,отражающего поведение ребенка в ДОУ и дома ,а также применение специальной символической системы оценки поведения. Тренинг помогает укрепить уверенность родителей в себе ,ослабить проявление деструктивного поведения ребенка в домашних условиях, уменьшить напряженность в семье .Поведение детей с СДВГ улучшается в том случае, когда оно четко регламентируется известными им правилами .Поощрения, замечания, перерывы в занятиях следует использовать как в ДОУ, так и дома .Во время занятий ребенок должен сидеть в непосредственной близости к педагогу, чтобы меньше отвлекаться и концентрироваться на выполнении занятий.
Оценка и коррекция психопатологических черт родителей, дисгармоничных семейных отношений усиливают действенность лечения.
Временами и родителям трудно принять, что их ребенок болен, они бывают возмущены поставленным диагнозом.Иногда родители, напротив, полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе,т. к. были «плохими» или невнимательными.С помощью лечения можно улучшить поведение, учебу, социальную адаптацию ребенка, разбить способность заводить друзей и поддерживать дружбу .Эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее.

Прогноз СДВГ

Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план .Во взрослом возрасте СДВГ может проявляться отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью , низкой академической успеваемостью и, как следствие, невысоким уровнем достижений в профессиональной сфере.

Взрослые с СДВГ могут также страдать зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Описаны три возможных развития СДВГ.

-у 30% больных симптомы по мере взросления уменьшаются;

-40% больных симптомы сохраняются в зрелом возрасте;

-в 30%случаев к симптомам СДВГ присоединяются более серьезные психопатологические проявления, например наркомания или антисоциальное расстройство личности.

СДВГ- это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения.

Дети с СДВГ болезненно реагируют на критику .Вместо того чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он не должен делать, нужно придать замечанию более позитивную форму и сказать, что ему следует делать .Например, вместе фразы «Не бросай свою одежду на пол» сказать :»Давай я помогу тебе убрать одежду».
Ясные правила и четкий распорядок дня облегчат соблюдение ребенком с СДВГ норм поведения.

Статью подготовила: физиомедсестра Ефремова Т.С.