5 игр для сплочения детского коллектива

В любом коллективе, будь то семья, группа детского сада, компания на празднике или во дворе, важно установить доверительные отношения и организовать слаженное взаимодействие.

  • Как научить детей работать в команде?
  • Как привить дошкольнику принципы бесконфликтного общения?
  • Как повысить коммуникативные навыки малышей?

Конечно же, с помощью увлекательных и полезных игр, которые мы собрали специально для вас, друзья!

Игра 1. «Крепкий паровозик»

Цели игры:

  • сплотить детей;
  • создать в группе положительный эмоциональный фон;
  • развивать произвольность;
  • учить соблюдению правил.

Как играть

Ребята становятся в колонну по одному.

«Паровозик», первый участник колонны, сгибает руки в локтях, остальные дети кладут руки на пояс впереди стоящему «вагончику». По команде ведущего паровозик отправляется в путь, полный преград:

  • ручеёк, который надо перепрыгнуть;
  • поваленное бревно, через которое надо перешагнуть, высоко поднимая ноги;
  • дикие животные, мимо которых надо пробраться тихо-тихо, на цыпочках.

Выполняя задания, малыши не должны разрывать связь между вагончиками. Если случился «разрыв», игру придётся начинать сначала (как вариант — удалить «слабое звено» для ремонта в ДЕПО).

«Заколдованный лес»

Цели игры:

  • развивать навыки коллективной работы;
  • формировать дружескую поддержку между ребятами;
  • стимулировать воображение.

Как играть

Ребята оказались в заколдованном лесу, и только ведущий знает, как преодолеть его без потерь, поэтому учит игроков, как пройти по опасной тропинке:

  • три шага вприсядку;
  • два длинных прыжка двумя ногами;
  • перепрыгнуть невидимый ручей;
  • пролезть под невидимой паутиной огромного волшебного паука.

Игроки должны по очереди пройти свой путь, в точности повторив движения ведущего. Если путник ошибся, заколдованный лес забирает его себе и превращает в ёлочку.

Когда все участники используют свои попытки пройти лес, те, кто выполнил задание успешно, должны будут расколдовать товарищей, оказавшихся ёлочками. Для этого надо сказать заколдованным деревьям что-то очень приятное.

«Поводырь»

Цели игры:

  • развивать доверительные отношения в коллективе;
  • способствовать формированию здорового общения;
  • обогащать сенсорный опыт детей.

Как играть

Ребята делятся на две равные по количеству человек команды. Участники одной команды — поводыри, участники второй — их подопечные. Подопечным плотным платком завязывают глазки (конечно, если малыши согласятся, в противном случае можно просто закрывать глаза, договорившись не подглядывать).

Сначала первая пара «поводырь — подопечный» берётся за руки и совершает обход территории:

  • поводырь должен обеспечивать безопасность своего подопечного, аккуратно обводя его через препятствия и словами описывая их общий путь;
  • подопечный может прикасаться к препятствиям руками, но снимать повязку (или открывать глазки) нельзя;
  • пройдя весь маршрут, пара возвращается к командам. Поводырь становится последним в команде подопечных, а подопечный — последним в команде поводырей.

Когда каждый малыш попробует себя и в той, и в другой роли, можно собраться в общий круг, чтобы обсудить полученный опыт:

  • Что было самым сложным в этой игре?
  • С кем было легко проходить препятствия?
  • Кому было сложно довериться своему напарнику?
«Волшебный ковёр»

Цели игры:

  • сплотить детский коллектив;
  • выявить у игроков общие черты;
  • разогреть группу для предстоящих командных игр.

Как играть

Все ребята усаживаются с одной стороны от ведущего. С другой стороны от него расстелен большой платок, покрывало, скатерть или что-то подобное, что сгодится на роль «волшебного ковра».

Ведущий говорит: «Все мы очень разные, но у всех нас очень много общего. Что нас объединяет, поможет понять этот волшебный ковёр».

По очереди называя разные признаки, ведущий просит сесть на волшебный ковёр только тех, кто этим признаком обладает:

  • Кто не любит манную кашу?
  • Кому больше 5 лет?
  • Кто уже умеет читать?
  • Кому сейчас грустно?
  • У кого в одежде есть зелёный цвет?

При этом ребята, уже сидящие на ковре, могут остаться на нём, если обладают новым названным признаком, в противном случае им надо вернуться на исходную позицию.

«Овации»

Цели игры:

  • формировать групповую сплочённость;
  • повышать самооценку детей;
  • учить детей взаимному уважению.

Как играть

Ребята становятся вокруг ведущего.

Ведущий случайным образом выбирает одного игрока, подходит к нему и, глядя в глаза, начинает аплодировать. Сначала тихо, но постепенно переходя в бурные овации. Затем берёт этого игрока за руку и уводит с собой в центр, чтобы тот выбрал следующего, кому достанутся овации.

Тот, кому аплодировали последним, выбирает следующего игрока для получения своей порции славы.

Игра продолжается, пока овации не достанутся всем ребятам без исключения.

Советы:

  1. Чтобы игры для сплочения детского коллектива достигли поставленных целей, взрослому надо позаботиться о создании доброжелательной, тёплой атмосферы. Подбадривайте робких малышей, помогайте активным детям контролировать их бьющую через край энергию.
  2. Подберите подходящее для игр музыкальное сопровождение. Отличным музыкальным фоном станут добрые песенки о дружбе из любимых детских мультфильмов.
  3. Вы можете добавлять в игры соревновательный момент, но каждый раз победителем должна оказываться дружба, ведь главная задача описанных игровых упражнений состоит в том, чтобы дети познакомились, подружились и объединились, а наличие победителей и проигравших может стать разобщающим фактором на этом этапе работы с коллективом.