Откуда берется агрессивность у любимых
«Цветов жизни»?
Агрессивность — это стремление одного существа причинить вред другому. В животном мире она является средством утверждения своего господства в среде себе подобных. В этом ее биологический смысл. У людей же агрессия всегда оценивалась как негативное явление. Человек не должен жить, заставляя страдать других и тем более испытывая от этого удовольствие.
Детская агрессивность — явление специфическое и отнюдь не неизбежное. Однако появившись, она может принять одну или несколько из трех перечисленных ниже форм:
1. агрессивные действия,
2. словесная агрессия,
3. агрессивные мысли, намерения,
и развиваться в двух направлениях — на себя и на других.
Чаще других у дошкольников встречаются первые две формы (агрессивные действия и словесная агрессия). Наказывают и перевоспитывают детей, направляющих свою агрессию на других, то есть драчунов. Как же нужно реагировать на проявления агрессии у детей?
Лучший способ реагирования на агрессивное поведение — это сохранение спокойствия. Если у малыша плохое настроение и он вымещает его на окружающих, то резкие окрики, угрозы, а тем более физическая расправа никак его не улучшат. Стрессы действительно способствуют накоплению отрицательных эмоций, а разрядка может принять форму агрессивных действий. Не только дети, но и взрослые в состоянии раздражения хлопают дверями, со злостью кидают свои вещи. Поэтому желательно объяснить ребенку, какие формы поведения, приемлемыми ,а какие нет. Вряд ли найдется хотя бы одна семья, которая решая проблемы воспитания, обходилась без физических наказаний. Речь здесь не идет о жестоком обращении и физических истязаниях, но пресловутый угол, шлепок под попу — явление широко распространенные. Мамы, папы, бабушки прибегают к ним в качестве дисциплинирующих воздействий, средств принуждения ребенка делать то, что положено. Вслед за взрослыми дети тоже прибегают к насилию, как способу достижения собственных целей, только теперь их применяют по отношению к слабейшим. Если девочка и мальчики убеждаются в действенности таких приемов, то начинают использовать их все чаще и чаще. Так появляется привычка к агрессии, а от нее уже недалеко до агрессивности.
Можно ли помочь ребенку избавиться от этой черты? Уменьшить частоту использования агрессивных действий не так уж сложно, стоит лишь установить жесткий контроль, ввести тяжкие наказания за провинности. Но как в сказке о Змее Горыныче, мы будем искоренять плохие поступки
(отрубать голову) а на их месте будут появляться более изощренная жестокость, затаенная агрессивность, глубоко укоренившееся желание мести
(то есть будут расти две другие головы).
Любой, самый ужасный ребенок нуждается в любви и понимании.
Задача родителей — не только потакать и выгораживать свое чадо, не только наказывать его за недостойное поведение, а помочь приобрести преданных друзей. Если это удастся сделать ,проблем с воспитанием ребенка значительно поубавится. Агрессивные тенденции дошкольников можно также разряжать через игры-соревнования, где ненависть к сопернику проходит, как только закончится матч или эстафета или дети объединяются в общую команду. Спортивная борьба семейных команд способствует лучшему пониманию, установлению дружеских отношений между родителями и детьми. Ведь в азарте борьбы ребенок имеет полное право возмущаться папой, проигравшим очередной конкурс, или болеть за маму, при этом безбожно крича и стуча ногами, беззлобно колотя по своей коленке или спине соседа. При этом происходит выплеск отрицательной энергии, а обиженных и пострадавших нет.
У Вас есть два пути: любовь и миролюбие или поиск социально приемлемых форм выхода агрессии для своего сына, дочери, воспитанника или воспитанницы. Какой из них изберете – решать вам. Но и в том и в другом случае помнить, что помогать – не значит отвечать насилием на насилие, злом на зло, агрессией на агрессию.
Начните с себя: положите конец собственной агрессии, это непременно поможет вашим детям.
Старший воспитатель
МБДОУ д/с 52 « Белочка»
Аркадьева И.В