Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так вредные формируются в детстве. Вот почему так важно в самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закрепить их, чтобы они стали привычками.
Гигиенические воспитание детей заключается в рациональном использовании условий внешний среды, сообщения детям элементарных гигиенических навыков и формирования на их основе привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.
По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это естественно учитывается, поэтому младшем дошкольном возрасте обучения строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении.
В 1,5 — 2 года ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему показывая и объясняя как нужно вымыть руки. Напоминать что это надо делать перед едой и после загрязнения.
Так же постоянно необходимо приучать детей пользоваться своим полотенцем: показать, как нужно держать полотенце, как вытираться.
По окончании умываний взрослый обращает внимание детей на внешний вид, отличает, что они стали чистыми, аккуратными. Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижений, и в следующий раз будут стараться еще лучше.
Культурно- гигиенические навыки формируются у детей и в процессе питания: это умение самостоятельности и аккуратно есть, правильно держать ложку.
Повседневные упражнения, самостоятельности позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или к завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах напомнить что надо есть аккуратно, не проливать.
Также необходимо приучать детей пользоваться салфеткой. Обязанность родителей-постоянно закрепить гигиенические навыки. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем, требуя от него выполнения определенных правил. В одевании и раздевании дети 3 года жизни первоначально проявляют большую беспомощность.У взрослого уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности.
Обучая ребенка одеваться, взрослый одновременно побуждает активно действовать в самом процессе одевания: надеть колготки, рейтузы, валенки, достать из шкафа пальто и т.д. Главное нужно отличать успехи ребенка.
В семье должно быть созданы условия для выполнений гигиенических рекомендаций. Ребенку следует выделить место для сна, игр и занятий ( кровать, стол, стул). Необходимо, чтобы в игровом уголке было хорошее естественное и искусственное освещения.
Дети к концу 2 года должны овладать следующим культурно гигиеническими и трудовыми навыками.
1. Навыки личной гигиены.
— с помощью взрослых ребенок моет руки перед едой и после загрязнения вытирает их.
— моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком;
— вытирает ноги у входа.
2. Навыки самообслуживания.
— снимает и надевает одежду в определенном порядке, расстегивает и застегивает пуговицы спереди, складывает одежду, расшнуровывает ботинки.
— замечай неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.
3. Навыки культуры еды.
— ребенок ест самостоятельности опрятно, держит ложку правой руке.
— пользуется салфеткой.
4. Навыки трудовой деятельности
— выполняет простейшие поручения взрослых помогает вынести на площадку игрушки, принести и убирать материал для занятий, собирать бумагу с пола, листья с участка;
— помогает няни поставить стулья к столам, принести тарелки с хлебом;
— раскладывает карандаши, убирает игрушки;
— собирает на участке палочки, камешки.
А.С Макаренко, обращаясь к родителям писал: « Ваше собственное поведение- самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,когда с ним разговариваете, или получаете его, или приказываете ему.Вы воспитываете его каждый момент жизни вашей, даже тогда, когда вас нет дома.
Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, читаете газету- все это имеет для ребенка большое значение.