Как подготовить ребёнка к школе?

Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников! Вы уже, наверное, вовсю присматриваетесь к школьной форме, портфелю и школьным принадлежностям? Это похвально. Но ещё раньше вас стал беспокоить вопрос, как подготовить ребёнка к школе, не так ли?

Итак, давайте вместо беспокойства вооружимся знаниями и превратим их в практические навыки. Мы хотим рассказать вам, что же это такое — эффективная подготовка вчерашнего детсадовца к школьным будням.

Главное — не отбить желание

Для начала хотим успокоить вас: в этом процессе нет ничего сложного. Дети любознательны от природы, и учиться для них — естественный процесс. Главное правило: не навредить. Ни в коем случае нельзя резко обрывать детство ребёнка.

«Какая улица? Уроки!» — так может называться пособие о том, как быстро отбить у малыша желание учиться. Это правило работает и для игрушек. Пусть будущий ученик спокойно продолжает играть в любимые игры и наслаждаться тёплыми деньками.

Определяем слабые стороны ребёнка

Нет, это вовсе не техника чтения и не способность решать математические задачи в три действия. Вам нужно оценить следующие аспекты:

  • логическое мышление;
  • фантазия;
  • память;
  • усидчивость;
  • восприятие информации на слух;
  • общительность;
  • способность спросить, если непонятно;
  • дисциплинированность.

Вырабатываем полезные навыки

Те пункты, которые для вашего ребёнка являются трудными, и стоит подтянуть. Для этого есть множество способов:

  1. Занимайтесь с ребёнком в домашних условиях в игровой форме. Оперируйте понятиями «больше» — «меньше», «выше» — «ниже», «короче» — «длиннее» и так далее. Это станет хорошей базой для будущих уроков математики.
  2. Просите ребёнка пересказывать и выражать свои мысли. Например, перед сном прочитайте ему интересную сказку. А на следующий день пусть малыш вкратце перескажет историю. Поразмышляйте вместе с ним, пофантазируйте, как мог бы повести себя главный герой в этой ситуации по-другому, чтобы избежать ошибки.
  3. Если ребёнок очень активный и не может усидеть долго на одном месте, то старайтесь почаще заинтересовать его спокойными занятиями, но без насилия. Ведь движение — это естественно в детском возрасте.

Побольше складывайте конструктор, рисуйте и разукрашивайте. Это постепенно будет приучать малыша к дисциплине и разрабатывать мелкую моторику руки для будущих уроков письма. Подойдут и занятия лепкой из глины и пластилина.

  1. Обязательно посещайте подготовительные занятия с первой учительницей. Это очень поможет всем ученикам, а особенно застенчивому ребёнку, подготовится к новому этапу в жизни психологически. Так он сможет плавно, без стресса познакомиться с классным руководителем и с будущими одноклассниками. Будет прекрасно, если малыш ещё до школы заведёт себе друзей в классе.
  1. Деликатно объясняйте ребёнку, что лучше спросить, если он чего-то не понял, чем оставаться в неведении. Мотивируйте его проявлять инициативу в общении со взрослыми.

Малышу захотелось мороженого во время прогулки? Прекрасно. Дайте ему мелкие деньги, и пусть сам подойдёт к незнакомой тёте-продавщице, объяснит свою просьбу, заплатит, возьмёт мороженое, сдачу и скажет «спасибо». Вы можете наблюдать за происходящим буквально в шаге от него. Так ребёнок станет более уверенным в себе. Конечно, правила безопасности в общении с незнакомцами тоже никто не отменял.

  1. Лето — это прекрасная пора отдыха и безмятежности. Но чем ближе к школе, тем важнее выработать у ребёнка режим дня. Старайтесь, чтобы он вставал пораньше и отправлялся спать не позднее 22:00. Занятия планируйте по возможности до обеда, а дела по дому с посильной помощью малыша — во второй половине дня.
  2. Купите малышу красивые и модные школьные принадлежности. Яркий пенал, карандаши, ручки, тетради, удобный портфель внесут ощущение торжественности и важности учебного процесса.
  3. Укрепляйте иммунитет. Здоровье школьника — очень важный пункт в его успеваемости. Поэтому следите за правильным питанием, ограничивайте компьютер, планшет и просмотр мультфильмов, организовывайте активный отдых, побольше свежего воздуха и движения. Особо трепетно берегите зрение и осанку — слабое место многих учеников.

Игры и упражнения для подготовки ребёнка к школе

Развить память и внимание дошкольника можно и нужно при помощи специальных игр и упражнений.

Четвёртый лишний

Выложите перед ребёнком 4 предмета. Один из них должен не вписываться в общую группу. Например: «яблоко, груша, огурец, персик». Спросите у ребёнка, что же здесь лишние. В данном случае — огурец, потому что это овощ, а все остальные — фрукты.

Придумывайте такие последовательности как можно чаше. Можете просто называть слова, а малыш пусть пробует ответить правильно. Постепенно можете добавлять количество предметов и усложнять смысл.

Например: «кошка, рысь, лев, собака». Лишняя — собака, так как это животное не принадлежит семейству кошачьих, но для этого ребёнок должен хорошо разбираться в теме.

Последовательность слов по памяти

Назовите малышу чётко и не спеша несколько слов. Например: «песок, море, солнце, чайка, ветер». А он пусть назовёт их в той же последовательности. Научите ребёнка строить ассоциации: «Ты сидишь на тёплом песке и смотришь на море, над тобой светит солнце и пролетает чайка, расправив крылья на ветру».

Чего не хватает?

Разложите перед малышом игрушки, до 10 штук. Дайте ему время посмотреть и запомнить. Затем пускай он отвернётся, а вы заберите один из предметов или поменяйте местами. Когда ребёнок повернётся, он должен отыскать перемену и озвучить её.

Развитие слухового восприятия

Повторите несколько раз одно и то же слово. А затем произнесите похожее. Ученик должен услышать его и назвать. Например: «голос, голос, голос, волос, голос».

Противоположные слова

Предложите малышу называть противоположное по значению слово: «тепло» — «холодно», «толстый» — «худой», «громкий» — «тихий» и так далее.

Опиши предмет

Пусть малыш на прогулке внимательно посмотрит на какого-нибудь человека, дерево или предмет, а затем отвернётся и опишет его по памяти. Также можно попросить его описать дорогу до детского сада, магазина или бабушки. Ребёнок отлично потренирует зрительную память и воображение.

Устанавливаем связи

Малыш должен закончить фразу: «Петя выше Саши, а Саша… (ниже Пети)», «Арбуз больше дыни, а дыня… (меньше арбуза)». И так далее.

Что такое урок?

Развивая в ребёнке все необходимые для школы навыки, мы постепенно подходим к правилам проведения настоящего школьного урока. Как сделать так, чтобы первоклассник мог высидеть школьное занятие? А слушать учительницу и не отвлекаться на происходящее вокруг? Ведь нужно признать, что порой даже мы, взрослые, мысленно витаем в облаках.

Для начала нужно принять особенности своего ребёнка. Если они являются помехой на занятии, то упорно, но в то же время деликатно направляйте внимание малыша в нужное русло:

  • Начинайте заниматься с будущим первоклассником понемногу, постепенно удлиняя занятие. Для начала это могут быть всего 10–15 минут.
  • Не позволяйте слишком общительному ребёнку сбивать тему. Кратко ответив на его вопрос или просьбу, снова переключайте его внимание на урок.
  • Делайте небольшие передышки для ума. Для этого хорошо подходят загадки, ребусы, весёлые вопросы с подвохом.
  • Делайте разминку для пальчиков, кистей, наклоны и другие упражнения между выполнением разных заданий. Это поможет снять напряжение и усталость.
  • Обязательно поощряйте дисциплину и внимательность вашего ребёнка на домашнем занятии прогулками, угощениями, похвалой после урока. Пообещайте это заранее и сдержите своё слово.
  • Выделите для занятий с ребёнком подходящее место. Выключите телевизор в соседней комнате, отрегулируйте высоту стола и стула. Позаботьтесь о достаточном освещении.
  • Меняйте тактику. Усваивать новую информацию ребёнок может не только на слух, но также зрительно и даже на ощупь. Подберите красочные картинки и вспомогательные материалы: кубики с цифрами или буквами, счётные палочки, другие подручные предметы.

Порой нам, взрослым, кажется, что подготовить ребёнка к школе самостоятельно — это сложно. Но бороться с нежеланием учиться на протяжении 10 лет — ещё труднее. Поэтому лучше приложить все усилия в самом начале процесса, и дальше малыш сам включится в учёбу.

Источник: http://nii-evrika.ru/