В любом коллективе, будь то семья, группа детского сада, компания на празднике или во дворе, важно установить доверительные отношения и организовать слаженное взаимодействие.
- Как научить детей работать в команде?
- Как привить дошкольнику принципы бесконфликтного общения?
- Как повысить коммуникативные навыки малышей?
Конечно же, с помощью увлекательных и полезных игр, которые мы собрали специально для вас, друзья!
Игра 1. «Крепкий паровозик»
Цели игры:
- сплотить детей;
- создать в группе положительный эмоциональный фон;
- развивать произвольность;
- учить соблюдению правил.
Как играть
Ребята становятся в колонну по одному.
«Паровозик», первый участник колонны, сгибает руки в локтях, остальные дети кладут руки на пояс впереди стоящему «вагончику». По команде ведущего паровозик отправляется в путь, полный преград:
- ручеёк, который надо перепрыгнуть;
- поваленное бревно, через которое надо перешагнуть, высоко поднимая ноги;
- дикие животные, мимо которых надо пробраться тихо-тихо, на цыпочках.
Выполняя задания, малыши не должны разрывать связь между вагончиками. Если случился «разрыв», игру придётся начинать сначала (как вариант — удалить «слабое звено» для ремонта в ДЕПО).
«Заколдованный лес»
Цели игры:
- развивать навыки коллективной работы;
- формировать дружескую поддержку между ребятами;
- стимулировать воображение.
Как играть
Ребята оказались в заколдованном лесу, и только ведущий знает, как преодолеть его без потерь, поэтому учит игроков, как пройти по опасной тропинке:
- три шага вприсядку;
- два длинных прыжка двумя ногами;
- перепрыгнуть невидимый ручей;
- пролезть под невидимой паутиной огромного волшебного паука.
Игроки должны по очереди пройти свой путь, в точности повторив движения ведущего. Если путник ошибся, заколдованный лес забирает его себе и превращает в ёлочку.
Когда все участники используют свои попытки пройти лес, те, кто выполнил задание успешно, должны будут расколдовать товарищей, оказавшихся ёлочками. Для этого надо сказать заколдованным деревьям что-то очень приятное.
«Поводырь»
Цели игры:
- развивать доверительные отношения в коллективе;
- способствовать формированию здорового общения;
- обогащать сенсорный опыт детей.
Как играть
Ребята делятся на две равные по количеству человек команды. Участники одной команды — поводыри, участники второй — их подопечные. Подопечным плотным платком завязывают глазки (конечно, если малыши согласятся, в противном случае можно просто закрывать глаза, договорившись не подглядывать).
Сначала первая пара «поводырь — подопечный» берётся за руки и совершает обход территории:
- поводырь должен обеспечивать безопасность своего подопечного, аккуратно обводя его через препятствия и словами описывая их общий путь;
- подопечный может прикасаться к препятствиям руками, но снимать повязку (или открывать глазки) нельзя;
- пройдя весь маршрут, пара возвращается к командам. Поводырь становится последним в команде подопечных, а подопечный — последним в команде поводырей.
Когда каждый малыш попробует себя и в той, и в другой роли, можно собраться в общий круг, чтобы обсудить полученный опыт:
- Что было самым сложным в этой игре?
- С кем было легко проходить препятствия?
- Кому было сложно довериться своему напарнику?
«Волшебный ковёр»
Цели игры:
- сплотить детский коллектив;
- выявить у игроков общие черты;
- разогреть группу для предстоящих командных игр.
Как играть
Все ребята усаживаются с одной стороны от ведущего. С другой стороны от него расстелен большой платок, покрывало, скатерть или что-то подобное, что сгодится на роль «волшебного ковра».
Ведущий говорит: «Все мы очень разные, но у всех нас очень много общего. Что нас объединяет, поможет понять этот волшебный ковёр».
По очереди называя разные признаки, ведущий просит сесть на волшебный ковёр только тех, кто этим признаком обладает:
- Кто не любит манную кашу?
- Кому больше 5 лет?
- Кто уже умеет читать?
- Кому сейчас грустно?
- У кого в одежде есть зелёный цвет?
При этом ребята, уже сидящие на ковре, могут остаться на нём, если обладают новым названным признаком, в противном случае им надо вернуться на исходную позицию.
«Овации»
Цели игры:
- формировать групповую сплочённость;
- повышать самооценку детей;
- учить детей взаимному уважению.
Как играть
Ребята становятся вокруг ведущего.
Ведущий случайным образом выбирает одного игрока, подходит к нему и, глядя в глаза, начинает аплодировать. Сначала тихо, но постепенно переходя в бурные овации. Затем берёт этого игрока за руку и уводит с собой в центр, чтобы тот выбрал следующего, кому достанутся овации.
Тот, кому аплодировали последним, выбирает следующего игрока для получения своей порции славы.
Игра продолжается, пока овации не достанутся всем ребятам без исключения.
Советы:
- Чтобы игры для сплочения детского коллектива достигли поставленных целей, взрослому надо позаботиться о создании доброжелательной, тёплой атмосферы. Подбадривайте робких малышей, помогайте активным детям контролировать их бьющую через край энергию.
- Подберите подходящее для игр музыкальное сопровождение. Отличным музыкальным фоном станут добрые песенки о дружбе из любимых детских мультфильмов.
- Вы можете добавлять в игры соревновательный момент, но каждый раз победителем должна оказываться дружба, ведь главная задача описанных игровых упражнений состоит в том, чтобы дети познакомились, подружились и объединились, а наличие победителей и проигравших может стать разобщающим фактором на этом этапе работы с коллективом.