В русском языке 10 гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Е, Ю), 21 согласная буква (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и еще 2 особенных знака — это Ъ и Ь знаки.
Теперь о звуках. Их в русском языке 42. Слово состоит из звуков. Каждому звуку соответствует буква. Звук — это то, что мы слышим, а буква — это то, как мы этот звук пишем. Звуки объединяются в слоги, из слогов получаются слова, а из слов предложения.
Звуки бывают гласные и согласные. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемая воздушная струя не встречает препятствия. Гласный звук можно пропеть, он звучит долго. Когда мы произносим согласный звук, выдыхаемый воздух встречает в полости рта преграду. Согласный звук пропеть нельзя.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, например: трон — тронь. Согласный звук станет мягким, если после него стоят гласные Е, Ё, И, Я, Ю или мягкий знак. Согласный звук останется твердым, если после него стоят гласные А, О, У, Ы, Э.
Исключения: всегда мягкие согласные звуки [Ч],[Щ ], [Й].
всегда твердые согласные звуки [Ш], [Ж], [Ц].
Не путать звуки и буквы! Одна буква может обозначать разные звуки (твердые и мягкие).
В слове столько слогов, сколько гласных. Слог может включать в себя:
один гласный звук (о-зе-ро),
один согласный и гласный звук (ми-ну-та),
несколько согласных и гласный звук (ко-шка).
В заключении напомню условные обозначения звуков и схему разбора слов. При самостоятельной работе используйте красный карандаш для обозначения гласных звуков, синий — для обозначения твердых согласных, зеленый — для обозначения мягких согласных звуков.
Условные обозначения: кружок красного цвета — гласный, кружок синего цвета — твердый согласный, кружок зеленого цвета — мягкий согласный.
Фонетический анализ слов (характеристика каждого звука) вовсе не имеет в виду чтение слов или их написание. Ребенок разбирает слова на слух! Можно рисовать количество звуков кружками, а затем раскрашивать их в соответствующий этому звуку цвет.
Умение различать фонемы (звуки) – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.
Помните, правильно слышим – грамотно пишем!