Развитие речи — естественный процесс, для которого нужны благоприятные условия. И, конечно, очень многое зависит от родителей. Но бывают случаи, когда одних только родительских усилий недостаточно. Я подготовила для вас чек-листы по определенным возрастным категориям: ориентируясь на них, вы поймете, стоит идти с ребенком к логопеду или можно не торопиться и подождать.
К логопеду в 2 года:
Если ребенок не понимает речь взрослого;
Если ребенок не произносит никаких звуков;
Если ребенок не использует звукоподражания, не выговаривает простые слова;
К логопеду в 3 года:
Если ребенок не строит предложения;
Если говорит на своем языке;
Если «каша» во рту;
Если не выговаривает звуки: А, О, У, И ,Ы, Э, Б, П, М, Т, Д,Н,Г,К,Х,В,Ф
3 года – тот возраст, когда отсутствие речи или низкий уровень ее развития влияют на формирование мышления. Если вовремя не обратиться к специалисту, это может привести к задержке психического развития ребенка.
К логопеду в 4 года:
Если не выговаривает звуки с, з, ц;
Если пропускает или переставляет местами слоги;
Если не знает цвета, путает названия животных, овощей, фруктов.
4 года – возраст, когда можно начинать исправлять звуки. Ребенок готов внимательно слушать и усердно выполнять задания, он уже может контролировать свою речь. Но важно исправлять не только звуки: если в речи много ошибок, нужны занятия по другим направлениям речевого развития (слоговая структура, словарный запас, грамматический строй)
К логопеду в 5 лет:
Если ребенок не выговаривает звуки Ш,Ж,Ч, Щ;
Если делает ошибки в окончаниях;
Если не умеет пересказывать;
Если отвечает на вопросы одним словом;
5лет – это возраст, когда постепенно уходит словотворчество, расширяется словарный запас, ребенок строит развернутые предложения, почти не путает значения слов. Речь пятилетнего ребенка похожа на речь взрослого.
К логопеду в 6 лет:
Если ребенок не выговаривает звуки Л, Р;
Если не умеет определять первый и последний звуки в слове;
Если не может запомнить буквы и выучить алфавит;
Если не умеет рассказывать;
Если не знает времена года;
Если путает «вправо», «влево»;
6 лет – это возраст, когда ребенок готовится к начальной школе. Речевое развитие – один из важных показателей его подготовленности. Все речевые проблемы желательно решить до школы, иначе они будут мешать обучению в школе.