С какого возраста надо учить ребёнка читать?
Если ваш ребенок достаточно прочно усвоил буквы, вы можете начать учить его чтению. Но возникают вопросы. А как лучше учить, по какой методике?
Некоторые дети начинают бегло читать в 5 и даже в 4 года. Но я знаю несколько десятков человек, которые научились читать после того, как пошли в школу. Все они были вполне здоровыми детьми из вполне благополучных семей, и родители честно попытались научить их читать до школы. Ничего не вышло. Для того чтобы ребенок смог свободно и без напряжения читать или писать, должны «созреть» его глаза (у младенца врожденная дальнозоркость, и нормальная острота зрения достигается обычно к 6-7 годам), мелкие мышцы кисти и, главное, зоны коры головного мозга, отвечающие за распознавание речи и абстрактных символов. Темпы развития мозга индивидуальны для каждого ребенка, и «позже» — не значит «хуже». Если вы начнете учить читать ребенка в 2 года, то, скорее всего, на обучение уйдет пара лет. Если начнете в 5 или б лет — пара месяцев. Мой многолетний опыт показывает, что у каждого ребенка свое время для обучения чтению. Очень плохо, если у ребенка от обучения чтению останется ощущение тяжелой работы. Хотелось бы, чтобы в малыша вселилось чувство удовольствия и интересной игры. А это во многом зависит от готовности ребенка воспринимать новую информацию. Не забудьте, что у вас уйма времени.
Как объяснить ребенку, что «М и А» вместе будет «МА»?
Если ваши попытки объяснить ребенку, как соединять буквы в слоги, пока не увенчались успехом, то и не надо так надрываться и переживать. Придет время — ребенок с легкостью поймет, как это делать.
Если этот светлый час уже наступил, то сначала «читайте» с ним на слух. Берите какую-нибудь гласную, например А, и поочередно подставляйте ее к разным согласным. При этом спрашивайте малыша: «[Б] (но не БЭ) — [А] будет…» Малыш должен ответить: «БА». А если к [В] придет [А], то В — А будет… ВА Таким образом, вы с ребенком читаете пока только ушами. Сначала вы отрабатываете только прямые слоги (МА, ПА, РО, СУ и т. п.), потом переходите к обратным слогам (AM, УП, ОН и т. п.). После этого тренируете прямые и обратные слоги с буквами Я, Е, Ю, Е. Не забудьте, что при чтении не надо произносить название буквы (БЭ — А будет БА). Нужно предать голосом, как звучит звук (без дополнительных призвуков). Обратите внимание ребенка на то, что в слогах с буквами Я, Е, Ю, Е, И согласный становится мягким.
Когда на слух ребенок легко и бодро образовывает слоги, можно переходить непосредственно к чтению их в книге. Если книги нет, можно писать слоги на бумаге или в альбоме.
Умение читать слоги — серьезный этап задержитесь на нем подольше. Поиграйте в разные игры: малыш выкладывает из букв слог, а вы придумываете слово, в котором он встречается. По очереди вытягивайте из мешочка кубики с буквами и составляйте из них слоги. Делайте таблицу по горизонтали согласные звуки, по вертикали — гласные, и ищите слоги, которые образуются на пересечении столбцов и строчек. Потренируйтесь на закрытых слогах: согласный-гласный-согласный — сын, сыр, рис и т. д. Вы заметили, что это уже не слоги, а целые слова? Из них можно даже составлять предложения: «Кот ел суп», «Сын мыл нос» и т. д. На такие игры может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев. Не торопитесь. Недаром в русской пословице говорится: «Поспешишь, людей насмешишь!».
Учитель логопед Вера Бубнова.